Рябишева Светлана Павловна
Критерии профессиональной компетенции воспитателяФедеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования. Его целевая направленность- гармоничное развитие ребёнка. Современная жизнь диктует новые условия, в результате которых появляются: -Центры развития ребёнка, - детские сады с группами ухода и оздоровления, -школы- детские сады, -учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями, -детские сады с приоритетным направлением в развитии , -учреждения общего развития, - учреждения комбинированного вида. Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию. И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя. Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как: 1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, 2) умение общаться с каждым ребёнком, 3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; 5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности , 6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; 7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; 8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности; 9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; 10)умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка, 11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей . Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами. Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень. Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Выделим основные пути её развития: -курсы повышения квалификации, -исследовательская, экспериментальная деятельность, -инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, - активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах, -участие в методических объединениях, - умение ориентироваться в информационном потоке, -обобщение собственного педагогического опыта, и самое главное - самообразование. Самообразование - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации. Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы. Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. Критериями самообразования являются: -эффективность профессиональной деятельности, -творческий рост педагога, -внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них: изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность. Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников. Существует несколько методов работы с книгой: - чтение- просмотр, - чтение выборочное, -чтение полное, -чтение с проработкой материала (составление записей). Существует несколько видов записей: -выписки, -планы, -тезисы, -конспекты. Во время чтения необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками. Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания. Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию: -выбор темы, -определение целей и задач, -составление плана работы, -подбор видов деятельности для работы над темой, -подбор источников, -анализ результатов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности. В приложении даны тесты, с помощью которых можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию, а также есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы. Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы. Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования. Приложение №1 Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»
Часть 1. Умения. Критерии оценки: Владею свободно- 3 балла Владею посредственно- 2 балла Не владею- 1 балл
Уровень владения навыками самостоятельной работы: 24- 33 балла - высокий, 15-23 балла - средний, 1-14 баллов – низкий. Часть 2. Возможная проблема при изучении материала. Критерии оценки: Да- 1 балл, Не знаю – 2 балла, Нет- 3 балла.
8- 10 баллов - испытываю трудности в работе по самообразованию, 11- 18 баллов - необходимо систематизировать работу по самообразованию, 19- 24 балла - правильная организация работы по самообразованию Памятка. Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения
22 октября 2018 в 13:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.