Рябишева Светлана Павловна

Критерии профессиональной компетенции воспитателя

Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012  «Об образовании в Российской Федерации» ставит  дошкольное образование на первую ступень общего образования. Его целевая  направленность- гармоничное развитие ребёнка. 

Современная жизнь диктует новые условия, в результате которых  появляются:

-Центры развития ребёнка,

- детские сады с группами ухода и оздоровления,

-школы- детские сады,

-учреждения компенсирующего вида для детей с  ограниченными возможностями,

-детские сады с приоритетным направлением в развитии ,

-учреждения общего развития,

- учреждения комбинированного вида.  

Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.

В соответствии с Федеральным  Государственным Образовательным Стандартом разработана новая  общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает  Обязательную часть Программы и  часть, формируемую  участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.

И здесь также важна профессиональная компетенция  воспитателя.

Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств  личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная  компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.    

Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

2) умение общаться с каждым ребёнком,

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8)  умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9)умение организовать виды  деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10)умение оценить  индивидуальное  развитие каждого ребёнка,

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей .    

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому  же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы,  что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

Выделим основные пути её развития:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

- активное участие в педагогических  конкурсах, мастер- классах,

-участие в методических объединениях,

- умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

и самое главное - самообразование.

Самообразование - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием и  периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» 

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.

Критериями самообразования являются:

-эффективность профессиональной деятельности,

-творческий рост педагога,

-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них: 

 изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов,  а также практическая деятельность.

Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же  остаётся одним  из  главных помощников.

Существует несколько методов работы с книгой:

- чтение- просмотр,

- чтение выборочное,

-чтение полное,

-чтение с проработкой материала (составление записей).

Существует несколько видов записей:

-выписки,

-планы,

-тезисы,

-конспекты.

Во время чтения  необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.

Важно, чтобы  знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение  по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.

Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:

-выбор темы,

-определение целей и задач,

-составление плана работы,

-подбор видов деятельности для работы над темой,

-подбор источников,

-анализ результатов.

Правильно организованная работа  по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.

В  приложении даны тесты, с помощью которых  можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию,  а также  есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.

Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.

Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

Только путём самообразования и  творческих поисков педагог  придёт к своему мастерству. Сформированность  профессиональной компетенции даст  возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

Приложение №1

 Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

 

Часть 1. Умения.

Критерии оценки:

Владею свободно- 3 балла

Владею  посредственно-  2 балла

Не владею- 1 балл

Навыки самостоятельной работы

Баллы

Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

 

Умение  делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.

 

Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.

 

Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

 

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

 

Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.

 

Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

 

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения.

 

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.

 

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

 

Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе.

 

 Уровень владения навыками самостоятельной работы:

 24- 33 балла - высокий,

15-23 балла - средний,

1-14 баллов – низкий.

 Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.

Критерии оценки:

Да- 1 балл,

Не знаю – 2 балла,

Нет- 3 балла.

Проблема

Баллы

При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

 

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

 

Получен обширный информационный материал  («каша в голове»), теряется значимость  информации

 

Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.

 

В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т.д.) всё путается, не знаю с чего начать.

 

Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.

 

Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.

 

8- 10 баллов - испытываю трудности в работе по самообразованию,

11- 18 баллов - необходимо систематизировать работу по самообразованию,

19- 24 балла - правильная организация работы по самообразованию

 Памятка. Возможные проблемы  в работе по самообразованию и пути их решения  

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

·Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

·Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

·Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

·Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:

·Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

·Включите современные взгляды на проблему

·Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

·По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

·Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

·Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

·Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

·Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

·Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

·Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

 

22 октября 2018 в 13:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.