Рябишева Светлана Павловна

Организация работы службы охраны труда в образовательном учреждении

 Не менее важным фактором улучшения работы пообеспечению безопасности образовательного процесса является повышение статуса службы охраны труда. В конечном итоге необходимоее преобразование в подразделение службы безопасности образовательногоучреждения. А создание службы безопасности возможно только после проведения вжизнь ряда организационных мероприятий.  Эторазработка и утверждение на соответствующих административных уровнях «Положенияо службе безопасности образовательного учреждения», введение его в практикуповседневной деятельности, утверждение в должности заместителя руководителя образовательногоучреждения  по  безопасности и др. По существующей практике вэтой должности обычно утверждается преподаватель-организатор основ безопасностижизнедеятельности.

Работаслужбы охраны труда образовательного учреждения регламентируется отраслевымстандартом «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательногопроцесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ-01-2001», утвержденным приказом Министерстваобразования Российской Федерации № 2953 от 14.08.2001 г. Выдержка извышеназванного стандарта (приложение  4) практически дает полную картину функцийпо охране труда, подлежащих реализации на уровне образовательного учреждения.

Пакетдокументов по контролю над состоянием охраны труда в образовательном учреждении(приложение 5) является, по сути,квинтэссенцией сведений по вопросам безопасности из различных нормативно-правовыхисточников (положений о пожарной и электробезопасности, требований санитарныхнорм и правил, правил и положений по охране труда и т.д.). Проработавсоответствующие материалы этой небольшой по объему «энциклопедии безопасностипо охране труда» с соответствующими категориями работников образовательногоучреждения, можно  считать это  внеплановым повышением квалификации всех сотрудниковобразовательного учреждения по охране труда.

Уадминистрации образовательного учреждения обычно вызывает затруднение  вопрос разработки, утверждения и пересмотраинструкций по охране труда.В кратком аспекте сущность этого вопроса сводится кследующему.

Дляадминистрации, педагогических работников и специалистов по охране трудаобразовательного учреждения обязательно наличие должностных инструкций по охране труда, а инструкциями по охране труда должны быть обеспечены все рабочиеместа в учреждении, как ученические, так и все остальные - административные, учителейи технического персонала. Разрабатываются они структурными подразделениямисамостоятельно. Для учащихся и для учителей-предметников  заместителем директора по УВР  согласно курируемым им предметами. Длятехнического персонала – заместителем руководителя по АХЧ.

За основуможно взять типовые (отраслевые) инструкции, тексты которых публикуются в методическихизданиях. Доработка инструкций проводится с учетом специфики образовательногоучреждения и с обязательной подписью автора-разработчика (по окончании текстаинструкции). Инструкция имеет полное наименование и порядковый(регистрационный) номер. Все инструкции утверждаются приказом руководителя посогласованию с профсоюзным комитетом, о чем свидетельствуют соответствующиегрифы на титульном листе. После регистрации в специальном журнале они выдаются на рабочие места. Для учащихся онивывешиваются непосредственно в предметных классах или на учебных рабочих местах(в учебных мастерских, спортивных залах,  и т.д.), остальному персоналу выдаются на рукипод роспись в журнале выдачи инструкций. Срок действия инструкций – 5 лет,после истечения которого они или пересматриваются, или, опять таки приказом, ихдействие пролонгируется.

Все инструкции по охране труда должны иметьследующие разделы:1 - общие требования безопасности; 2 - требованиябезопасности перед началом работы;3 - требования безопасности во время работы;4- требования безопасности в аварийных и чрезвычайных ситуациях;5 - требованиябезопасности по окончании работы.

Примечание: До последнего времени в 4 разделеинструкций фигурировало понятие безопасности только в аварийных ситуациях.Авторы считают необходимым и правомочным добавить в этот раздел дополнительнопонятие безопасности и в чрезвычайных ситуациях, что ими и сделано.

Образцыряда инструкций по охране труда для учащихся, учителей и технического персоналаобразовательного учреждения представлены в приложении5. Расширенную информацию по  организации работы службы охраны труда вобразовательном учреждении можно получить из материалов научно - практического  журнала «Завуч», 2003 год,  № 7, использованных частично  и нами в вышеозначенном приложении.

 

 

Общеепонятие  эвакуации

Эвакуация –  это комплекс мероприятий по организованномувыводу (вывозу) населения из зоны чрезвычайной ситуации или вероятнойчрезвычайной ситуации природного, техногенного или социального характера.

Эвакуация в образовательном учреждении  - мероприятия по организованному выводуучащихся и обслуживающего персонала из зданий образовательного учреждения, где возникаетили уже возникла чрезвычайная ситуация или очаг поражения. После эвакуациилюдей производится эвакуация наиболее ценных документов (денежных средств) иматериальных ценностей образовательного учреждения заранее подготовленныминештатными погрузочно-разгрузочными командами из числа обслуживающего персонала.В каждом образовательном учреждении заранее определяются эвакуационные пунктысбора. Специальными знаками пожарной безопасности обозначаются эвакуационныепути (приложение  7).

Эвакуационныепункты сбора - места построения эвакуируемых людей и складирования ценныхдокументов и материальных ценностей, в зависимости от времени года и видовэвакуации.

Взависимости от времени и сроков проведения различаются следующие варианты(виды) эвакуации:

упреждающая (заблаговременная) –при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварий,стихийных бедствий или террористических актов. При этом учащиеся и всесотрудники образовательного учреждения выносят личные вещи с собой. Погрузочно-разгрузочныекоманды приступают к выполнению своих обязанностей до определенного времениопасности. (Вводится режим повышенной готовности);

экстренная - (безотлагательная),при возникновении чрезвычайной ситуации (взрыв, пожар, авария, теракт). Личныевещи и одежда остаются в здании.

Особый порядок  эвакуации предусматривается при чрезвычайных ситуациях, связанныхс радиоактивным заражением, с аварией на химически опасном объекте (химическоезаражение) и с землетрясением.

При получении сообщений о радиоактивномзаражении зоны, в которой находится образовательное учреждение, первымимероприятиями являются сбор всех учащихся и персонала в здании образовательного учреждения, герметизация оконных и дверных проемов,отключение приточной вентиляции, размещениеучащихся в противорадиационныхукрытиях (ПРУ), применение средств индивидуальной защиты. Средствами индивидуальнойзащиты являются йодистые препараты и индивидуальные накидки из пленочных материалов.

При получении сообщений о химическомзаражении зоны, в которой находится образовательное учреждение, первымимероприятиями являются сбор всехучащихся и персонала в зданииобразовательного учреждения, герметизацияоконных и дверных проемов, отключениеприточной вентиляции, применениесредств индивидуальной защиты. Средствами индивидуальной защиты при заражении хлором являютсяватно-марлевые повязки, пропитанные  2 %раствором соды. При заражении аммиаком, пропитанные 5 % лимонной (борной)кислоты или респираторы (при их наличии).

Последующими шагами по ликвидации последствий ЧС при радиоактивном заражении является выполнение мероприятий по режиму защиты,который будет объявлен.

При химическомзаражении эвакуация учащихся и персонала образовательного учрежденияосуществляется по указанию управления по делам ГО и ЧС и в заданный район. Привыходе из зараженного района необходимо обеспечить  оказание  медицинской помощи пострадавшим.

В случаеземлетрясения обычно после первых колебаний до разрушительныхтолчков проходит 15 – 20 секунд.Если есть возможность за это время покинутьздание (практически такая возможность существует только у людей,находящихся на первом этаже здания), то это необходимо сделать. Покинуть зданиевозможно по кратчайшим эвакуационным путям  в направлении всегда открытых выходов или через окна только первого этажа, открыв их или выбив стеклаподручными средствами (в крайнем случае, спиной).

Оставшимся в здании людям необходимо укрытьсяв заранее выбранном относительно безопасном месте. Подальше от окон,ближе к внутренним капитальным стенам здания и в их проемах, в углах междустенами, лучше сидя под партой, столом, другим прочным и устойчивым предметом,отвернувшись от окон и закрыв голову руками. Самые ненадежные места в здании –лифтовые проемы и лестничные клетки.

Исходя из вышеназванных рекомендаций, необходимо в ходе учебных тренировокв каждом классе выработать алгоритмдействий учителя и учащихся в случае землетрясения с тем, чтобы  применить его в случае необходимости. О  планомерной эвакуации в таком случае говоритьне приходится. Все будет зависеть от реакции, скорости принятия решения идействий  учителя, ведущего урок, и самихучащихся.

Рекомендации должностным лицам образовательного учрежденияпо организации и проведению мероприятий

 по подготовке к эвакуации

Передпроведением тренировочной эвакуации с преподавателями и обслуживающимперсоналом проводятся инструкторско-методические занятия, на которых сообщаютсяследующие сведения:

·        времяпроведения (дни, часы, минуты);

·        какиеэтажи, аудитории будут эвакуироваться;

·        маршрутыэвакуации и номера запасных выходов;

·        местопункта сбора и построения, порядок докладов;

·        уровеньруководства и порядок действий  нештатныхформирований;

·        уровеньосуществления контроля  действийэвакуируемых и регистрация недочетов;

·        порядокдействий после докладов.

До учащихся педагоги доводят (напоминают):

·       случаи, когданеобходима экстренная эвакуация;

·       время проведения тренировочнойэвакуации;

·       как будет проведенооповещение (звонком, голосом или через посыльных);

·       брать учащимся личныевещи и одежду из гардероба или нет;

·       маршруты эвакуации иномера запасных выходов;

·       место пункта сбораи  построения учащихся;

·       дальнейшие действияучащихся после эвакуации.

Порезультатам  тренировочной эвакуациируководящим составом образовательного учреждения проводится разбор действийвсех ее участников и намечаются конкретные мероприятия по устранению выявленныхнедостатков.

Необходимоежемесячно проводить тренировки по эвакуации, искать резервные источники снижения ее временных показателей ииспользовать их (нормативное время эвакуации всех школьников   находится  в пределах 5 минут летом и зимой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   Рекомендации должностным  лицам образовательного учреждения по эвакуациив чрезвычайных ситуациях природного,

техногенного илисоциального характера

 

Решение опроведении вида эвакуации школьниковиз здания школы в соответствии с создавшейся чрезвычайной ситуацией самостоятельноили по указанию оперативного дежурного ОВД  (ФСБ) принимаетдиректор школы, в его отсутствие заведующий учебной частью школы, а в егоотсутствие - дежурный администратор по школе на данный день.

Руководительэвакуации или лицо, его замещающее, обязаны знать планы экстренной, полной ичастичной эвакуации из здания с любого этажа.

Преподавателии другие должностные лица обязаны знать планы экстренной полной и частичнойэвакуации класса, кабинета, лаборатории, помещения, в котором находятся в моментполучения сигнала об эвакуации.

Принятое решение вводится в действие звонком различной продолжительности(согласно установленным параметрам в зависимости от ситуации) или голосовымоповещением, а при наличии времени - через посыльных в каждый класс (аудиторию,кабинет) с целью недопущения паники.

Одновременно с этим осуществляется вызов (сообразнонеобходимости) спецслужб (пожарнойохраны, специалистов  управления ГО иЧС,  ОВД, скорой медицинской помощи,коммунальных служб). Вызов осуществляет директоршколы, в его отсутствие заведующий учебной частью школы, а в его отсутствие- дежурный администратор по школе на данный день.

Эвакуация. Услышав сигналы тревоги или сообщения,ученики, используя при необходимости индивидуальные средства защиты (ватно-марлевыеповязки, накидки и др.), в сопровождении учителя, проводившего занятия вклассе, кабинете, аудитории, выходят в коридор и цепочкой по одному идут ускореннымшагом по маршруту эвакуации к сборному пункту. Учитель при эвакуации выносит ссобой журнал класса (группы). Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса держатсявместе и не бегут толпой, а организованно спускаются по одному только с однойстороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская,чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто неприсутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах,учительской, коридоре и т.п.), самостоятельно и немедленно идут к месту сбора иприсоединяются к своему классу или группе.

Директор школы или лицо, его замещающее (руководительэвакуации), после выполнения экстренных функциональных обязанностей  по разрешению создавшейся чрезвычайнойситуации, направляется к местусбора, где он будет у всех на виду, и остается там до тех пор, пока неполучит рапорт от всех школьных подразделений.

Административный,технический и прочий персонал по тревоге направляются к месту сбора самостоятельно.

Пункт сбора определяется заранее и его месторасположениедоводится до всех в ходе проведения тренировочных эвакуаций.  Придя на место сбора, каждый отдельный классили группа должны занять свое заранее определенное место и находиться там припроведении переклички и до  получениядальнейших распоряжений администрации образовательного учреждения.

Перекличка. По прибытии классов на место сборанемедленно должна быть проведена перекличка по журналам. Каждый учитель,проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору или руководителюэвакуации о присутствии учащихся своего класса в полном составе. Если кто-тоотсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски - при этом нельзяпропустить ни одного места, откуда дети не смогли выйти.

Заместитель руководителя учреждения по хозяйственнойчасти эвакуируется из здания, имея при себе паспорт  безопасности образовательного учреждения,к которому прилагаются    поэтажные планызданий школы с указанием коммунально-энергетических  схем и мест их экстренного отключения и  который  предъявляется по требованию работникам правоохранительныхорганов, управлений ГО и ЧС или ФСБ.

 

 

4. Рекомендации поработе с родителями учащихся, проживающих вблизи образовательного учреждения

 

Рекомендуетсяпровести собрание родителей, чьи дома находятся в непосредственной близости отобразовательного учреждения, а окна домов обращены в сторону школы.Проинструктируйте родителей о порядке оповещения охраны и администрации при:

·         возгораниивозле школы;

·         появленииподозрительных людей и автомобилей;

·         проведенииэвакуации;

·         авариилиний электро-, газоснабжения;

·         взрывена территории школы;

·         захватешколы террористами;

·         проведениимассовых мероприятий около школы;

·         веденииремонтно-строительных работ.

 

5. Рекомендацииадминистрации образовательного учреждения

по действиям приполучении сообщений (в том числе и ложных)

об угрозе совершениятеррористического акта

 

Нельзя забывать еще об одной опасности – этосовершение или угроза совершения взрыва в общественных местах, в том числе и вобразовательных учреждениях.

Впоследнее время участились случаи заведомо ложных сообщений о готовящихся вобразовательных учреждениях взрывах, заложенных взрывных устройствах. В большинствеслучаев этим занимаются слабоуспевающие, недисциплинированные, уверенные всвоей безнаказанности учащиеся. Делают они это с целью  срыва занятий, контрольных работ, зачетов.

В целяхпредупреждения подобных фактов администрации образовательныхучрежденийнеобходимо:

   вести постоянную разъяснительную работу с учащимися по недопущению данныхправонарушений. До их сознания необходимо довести понятие того, что ложныесообщения влекут за собой большие материальные и финансовые затраты иотвлечение значительных сил и средств правоохранительных органов и муниципальныхподразделений от выполнения своих обязанностей, создают нервозность  в обществе и нарушают учебный процесс в образовательных учреждениях:

   довести до всех обучаемых в образовательном учреждении (начиная  с 7 класса) и их родителей положения статьи207 УК РФ «Об ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма»:

«Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях,создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественногоущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, - наказываетсяштрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев,либо исправительными работами на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободына срок до 3 лет».

 

В случае получения сообщения по телефонунеобходимо:

 

1.    При наличии телефона с определителем номера, записать номер телефона, запомнитьголос звонившего.

2.    Попытаться всеми способами затянуть разговор с абонентом и по другомуили мобильному телефону сообщить в правоохранительные органы о случившемся, приэтом, в случае прекращения разговора, ни в коем случае не класть трубку нателефонный аппарат (для определения правоохранительным органам места, откуда поступилзвонок).

 

 

3.    Не делать самостоятельных выводов о том, чтосообщение содержит реальную опасность или ложную информацию. Доложить осложившейся ситуации и принятых мерах в дежурную часть ОВД или территориального управления ФСБ и в органы управленияобразованием по следующей форме:

 

ФОРМУЛЯР ПРИЕМА СООБЩЕНИЯ (о готовящемся актетерроризма)

«_____ »______________ 200_г.

Время:_______ часов_____ минут

Длительностьразговора_____________________

Место приемасообщения______________________

Телефон, по которомуполучено сообщение_______

Телефон исходящего звонка (если стализвестен)

Дословное содержание сообщения________________________________________

 

Перечень вопросов:Кто звонит? Откуда вы звоните? Где именно находится взрывное устройство? Когдаоно должно взорваться? Какого типа взрывное устройство, предполагаемая мощностьвзрыва? Как оно выглядит? Кто установил взрывное устройство? Почему? На какихусловиях можно избежать применения взрывного устройства?

Дополнительнополученные данные________________________________

 

По указанию оперативного дежурного ОВД (ФСБ) организовать эвакуациюучащихся, учителей и персонала в безопасное место на удалении до 300 метров от здания

22 октября 2018 в 13:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.