Рябишева Светлана Павловна
Консультация для родителей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых».С первых дней жизни малыша вы, родители наверное задумывались о его будущем? Внимательно следите за интересами и склонностями своего ребенка, стараетесь предопределить его профессиональную судьбу? Как воспитатель с многолетним опытом, хотелось бы вам рассказать, что ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности, у отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и разной другой деятельности. Вы должны знать и запомнить, что дети в играх подражаю взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, продавцов, врачей, строителей и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Поэтому необходимо создать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения и непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Мы в детском саду планируем занятия по ознакомлению с трудом взрослых с младшей группы. Эти наблюдения проводят во время экскурсий к месту труда работников детского сада, а позднее — в ходе экскурсий за пределы детского сада. Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых, создают предпосылки к развитию в дальнейшем умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых. Детей среднего возраста знакомим с теми видами труда взрослых, которые можно непосредственно наблюдать, при этом расширяется возможность практического участия в труде самих детей. С детьми старшего дошкольного возраста проводят ряд занятий по ознакомлению с трудом взрослых, по обучению практическим трудовым навыкам и воспитанию культуры труда. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. В работе по ознакомлению детей разными профессиями можно использовать различные игровые упражнения. Предлагаю следующие игровые упражнения, в которые вы можете поиграть со своими детьми дама, на улице: «Изобрази человека любой профессии» Выбирается водящий (кто-то из родителей), он становится в центр круга. Остальные дети (вы можете взять бабашек, дедушек, на игровой площадке с другими детьми, игры на улице) взявшись за руки, произносят такие слова: Мы в профессии играем, По душе их выбираем И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее.
Кем ты, (имя), хочешь стать? Водящий изображает действия - дети должны угадать профессию. «Угадай по результату профессию» Взрослый предлагает детям по очереди брать картинки с изображением предмета — результата чьей- либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действия, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография…). «Определи по предмету профессию» Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка и т. п.), которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется. «Что лишнее?» Взрослый раскладывает четыре картинки с изображением предметов - помощников (например, шприц, вата, йод, бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. «Что напутал художник?» Взрослый показывает детям картинку, где изображены люди разных профессий, занимающиеся не своей деятельностью, например: повар строит дом, медсестра продает игрушки в магазине. Дети отвечают на вопросы: «Что перепутал художник?», «Почему?».
Перед ребенком в случайном порядке разложены карточки с изображением людей разных профессий (первый ряд) и их рабочих мест (стройка, поликлиника, больница, парикмахерская, детский сад, столовая и т. п.) (второй ряд). Ребенок должен выбрать карточку из первого ряда, назвать профессию взрослого и подобрать картинку с изображением соответствующего рабочего места, ответить на вопрос: «Где может работать человек этой профессии?» (Например: медсестра может работать в больнице, поликлинике, в детском саду; парикмахер в парикмахерской, в салоне красоты и т. п.) Итогом нашей с вами работы в этом направление будет то, что дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.
29 апреля 2019 в 10:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.